Енотаевский район занимает площадь 6,3 млрд. кв. метров.

Территория района расположена на провобережье Волго-Ахтубинской поймы.

Граничит на востоке с Харабалинским районом, на севере с Черноярским районом, на западе с землями Калмыкии.

Общая протяженность границы района с севера на юг -170км.с востока на запад - 40 км. Рельеф на территории плоскоравнинный и равнинно-волнистый. Среди равнинных участков встречаются островки мелко-бугристых песков, соленые озера и солончаки.

В Волго-Ахтубинской пойме господствуют луга, растительность которых способна выносить длительное затопление.

На протяжении всей территории района протекает река Волга, имеются небольшие речушки, озера, пруды и каналы. Климат в районе резко-континентальный. Лето сухое, знойное, зима довольно холодная, нередко бесснежная.


На месте с. Енотаевки, Иваново-Николаевки, Владимировки Астраханской области, с начала 8 века был город Итиль столица Хазарского каганата, самого мощного, самого большого и самого богатого раннефеодального еврейского государства того времени.

Религия, иудаизм, мусульманство, христианство. Из энциклопедического словаря – г. Итиль столица Хазарского каганата в 8-10 вв. выше города Астрахани на обоих берегах р.Итиль (ВОЛГА) в 965 году разгромлено князем Святославом Игоревичем.

Позже 1254-1480 на месте с.Селитренное, с.Енотаевки, с.Иваново-Николаевки, с.Владимировки, Астраханской области, был город Сарай-бату (Старый сарай) первая столица Золотой орды., самого мощного, самого большого и самого богатого средневекового монголо-татарское государство того времени.

На месте г.Сарай-бату остались разрушенные жилые кварталы, дворцы, мечети и др. По историческим материалам на месте Енотаевского района, Харабалинского района, Астраханской области место зарождения еврейского народа, культуры, веры иудаизм. Г. Астрахань, бывшая столица Астраханского ханства.


Кони Хана Батыя – легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно, предположительно это в районе сел Енотаевка, Харабали, Пришиб или в Волгоградской области на границе Астраханской области.

История коней такова: после того как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами.

Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе – были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынного.

Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему оставались олицетворением могущества государства. В связи с тем, что на территории Енотаевского и Харабалинского районов Астраханской области ранее были две столицы крупных и самых богатых государств того времени, здесь по историческим данным самое большое количество кладов на земном шаре (в то время не было банков, сберкасс, сейфов, поэтому многие богатые люди хранили свои сбережения в золоте, драгоценных камнях в серебре, прятав их в земле).

Тому есть ряд подтверждений, так называемый «Золотой бугор» не далеко от села Ленино, где был найден клад с золотыми монетами, золотым шлемом, украшенным бриллиантами, драгоценными камнями, золотыми латами, золотой рукояткой от меча (стоимостью примерно более 10 миллионов долларов США). А также клады находили в с.Федоровка. Это только то, что стало достоянием гласности, а то, что было найдено и не сдано государству, об этом история умалчивает.


В первой половине XVIII в. Астраханская губерния характеризовалась разноплеменностью состава населения, среди которого нали­чествовали национальные и социальные группы, ведущие кочевой и полукочевой образ жизни. Это - татары, калмыки (часть из них при­няла христианскую веру), казахи, много стрельцов, укрывавшихся от возмездия за участие в бунте 1705 г., ссыльные из внутренних губерний России, люди, преследуемые царизмом, бродяги, уголовные элементы.

В 1741 году астраханским губернатором был назначен видный политический деятель и крупный историк Василий Никитович Татищев. Ему было суждено претворить в жизнь замыслы Волынского о строительстве Енотаевской крепости.

В 1742 году началось строительство Енотаевской крепости на высоком, обрывистом берегу протока Волги-Енотаевки, в трех верстах от основного русла Волги, отделяющейся от Центральной Волги большим островом. В этом году был заложен при Елизавете Петровне город Енотаевск.

Цель его построения приохотить прикочевавших калмыков к оседлости и мирным торговым и промышленным занятиям. Цель построения, как опорного пункта по тракту Астрахань - Москва, как по Волге, так и по сухопутным дорогам от набегов кочевых калмык и других банд.

С начала XVIII века начинается активное заселение этих полудиких мест Астраханского края. Заселение Астраханского края и Енотаевского уезда проходило несколькими путями. Первый путь - народная колонизация - это произвольное, самовольное заселение берегов Нижней волги беглыми крестьянами, каторжниками, холопами, бродягами, бежавшими от своих помещиков, из центральных губерний России, из-за непосильного гнёта и эксплуатации.

Второй путь - строительство городов - крепостей. Строительство крепостей производилось царским правительством с целью охраны торгового пути по волге, ибо разбойничьи нападения на купцов и торговцев со стороны степных кочевников сильно сдерживали торговлю. В Астраханской губернии, губернатором которой был В.П. Татищев, предусматривалось строительство пяти крепостей, но построена была только одна Енотаевская.

Третий путь - государственная колонизация. Это расселение государством в начале XVIII века, казаков в станицах вдоль московского почтового тракта по правому берегу Волги от Царицына до Астрахани в целях лучшего обеспечения безопасности движения почтовых связей и торговые пути.

Так сложилось исторически, что в Енотаевском районе в середине XVIII века было образовано семь казачьих станиц. Государство расселяло казаков в станицах вдоль московского почтового тракта с целью обеспечения безопасности. Здесь на протяжении столетий служивые люди и формировали свой уклад жизни.

Сегодня практически утрачена на территории Енотаевского района самобытность казачьего народного творчества, забыты многие народные песни, обряды и традиции, не получают своего развития народные промыслы и ремесла, потеряна преемственность нравственных традиций.

Пятый путь - переселение государственных крестьян. Вслед за помещиками на Нижнюю Волу потянулись предприниматели, промышленники, купцы. До 1797 года в селении Никольском Енотаевского уезда было поселено 18 дворов государственных крестьян. В западной части уезда на берегу Волги строится поселение Пришибинское (Голодяевка).

В августе 1774 года отряды Пугачева подошли к Царицыну и создавали непосредственную угрозу Черноярской и Енотаевской крепостям. Однако Пугачеву дойти до Енотаевска и Астрахани так и не пришлось.

В 1785 году крепость получила статус уездного города. По площади уезд был большим, в него входили целиком современный Енотаевский район и большая часть Харабалинского.

В 1810 году крепость была упразднена, но город Енотаевск еще долгое время оставался местом сбора и начальным пунктом отправления казачьих войск поход, чаще всего для укрепления кавказских казаков в действиях против выступления горцев. Именно казаки первыми начали превращать безжизненные степи в поля, бахчи, сады и огороды.

Вокруг первых форпостов и крепостей на Волге стали возникать поселения мелкопоместного дворянства из числа зажиточных крестьян и разорившихся помещиков. В 1765 году по Московскому тракту правительство расселяет астраханских казаков, разрешает продажу государственных земель дворянам. В Енотаевском уезде этим воспеользовались коллежский советник Сушков и полковник Кишенский, которые купили земли с 44 душами крестьян. Вскоре Енотаевская крепость и возникшая вокруг слобода стали быстро заселяться.

В 30-х годах XIX века сюда переселились на постоянное жительство несколько казачьих семей, образовав станицу Михайловскую. Официальное утверждение Енотаевска как уездного города произошло в 1785 году по Указу «О составлении Кавказского наместничества из двух областей ... « Согласно которому и был утвержден и Енотаевский уезд. С 1785 по 1876 год в Енотаевском уезде уже было 8 помещиков имеющих во владении 78590 десятин земли.